__________________________________________________________
Главная
О себе
Фотоальбом
О работах
Пьесы
Пресса
Юмор
Гостевая
E-mail

НАЗАД

 

РЕЖИССЕР И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.
ПРАВА РЕЖИССЕРА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - ЗоАП) режиссером-постановщиком спектакля является лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления). Результат творческой деятельности режиссера-постановщика охраняется нормами ЗоАП, однако правовой режим этого объекта весьма не прост.
В соответствии с той же ст. 4 ЗоАП режиссер-постановщик приравнен по своему правовому статусу к артистам-исполнителям, то есть является субъектом смежных, а не авторских прав. При этом в своей работе он использует результаты творческой деятельности иных лиц, которые в соответствии с ЗоАП являются объектами авторского права. Так, в п. 2 ст. 36 ЗоАП сказано, что разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у автора исполняемого произведения. Помимо этого очевидного требования в той же статье (п. 3) содержится норма, устанавливающая "зависимое" положение режиссера от правильного оформления отношений с авторами используемых объектов авторского права, а именно: "Исполнитель (и приравненный к нему режиссер-постановщик - курсив наш) осуществляет <…> права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения".
Авторами произведений, используемых режиссером-постановщиком в своей творческой деятельности, являются драматург (если пьеса создана иностранным автором, то и переводчик; если пьеса создана на основе иного произведения, то автор этого литературного произведения и переработчик - инсценировщик), композитор (а в некоторых случаях и аранжировщик), автор текста музыкального произведения, художник-сценограф, художник по костюмам, хореограф и иные лица, чьи результаты творческого труда указаны в перечне объектов авторского права, зафиксированном в п. 1 ст. 7 ЗоАП. Все эти авторы имеют права на свои произведения, причем помимо прав на использование, о приобретении которых должен побеспокоиться театр или продюсерская компания, обладают комплексом неимущественных прав, риск нарушения которых режиссером-постановщиком достаточно велик. Так, в соответствии со ст. 15 автор имеет право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Это означает, что без согласия автора режиссер-постановщик не вправе что-либо изменять в пьесе, руководствуясь своим творческим замыслом, причем такое разрешение нельзя получить "авансом", согласование требуется в каждом конкретном случае. Режиссер-постановщик не вступает в правовые отношения с этими авторами, но соблюдать их права при использовании результатов их творческой деятельности обязан.
Для реализации творческих замыслов режиссер-постановщик использует труд артистов-исполнителей. Они в своих правах уравнены с режиссером-постановщиком, и, хотя правовое положение режиссера-постановщика в практическом смысле подобно статусу дирижера, то есть руководителя коллектива исполнителей, в соответствии с п.2 ст.36 ЗоАП артисты-исполнители вполне самостоятельны в реализации своих интересов: "Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке".
Еще одной проблемой определения правового режима деятельности режиссера-постановщика является тот факт, что его творческая деятельность (в отличие от процесса создания произведений драматургом, автором музыки для спектакля или художником) должна вписываться в определенные временные рамки и быть подчинена расписанию.

Режиссер-постановщик помимо реализации творческих замыслов вынужден брать на себя организационные и даже административные функции.
Особенностью творческой деятельности режиссера является отсутствие материального носителя, в котором выражен ее результат. Само по себе отсутствие фиксации в соответствии с ч.3 ст.6 ЗоАП не является препятствием для правовой охраны, поскольку допускается существование результата творческой деятельности в устной форме - публичного произнесения или публичного исполнения. Однако практическое применение норм права при такой объективной форме существования произведения весьма затруднено. Зарубежный опыт и международные рекомендации также отдают преимущества зафиксированным на материальном носителе произведениям.
На сегодняшний день результат творческой деятельности режиссера-постановщика охраняется нормами смежных прав. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей, то есть права у режиссера-постановщика возникают только в связи с созданием постановки, не зависимо от назначения и достоинства постановки, а также способа ее выражения, не зависимо от содержания, жанра, не зависимо от того, считает ли сам режиссер, критика и публика эту постановку удачей или провалом.
В связи с созданием постановки у режиссера-постановщика возникают следующие права:
- право на имя (то есть право использовать или разрешать использовать постановку под подлинным именем режиссера, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно);
- право на защиту постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству режиссера;
- право на использование постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования постановки.
Последнее право является имущественным и включает в себя право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю постановку, если используемая для такой передачи постановка не была ранее передана в эфир или не осуществляется с использованием записи;
2) записывать ранее не записанную постановку;
3) воспроизводить запись постановки;
4) передавать в эфир или по кабелю запись постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записана постановка.

Однако некоторые имущественные правомочия не действуют в случаях, когда первоначальная запись постановки была произведена с согласия режиссера или воспроизведение постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие режиссера при записи постановки. Кроме того, режиссер не вправе препятствовать использованию постановки в следующих ситуациях:
- для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из записи постановки;
- исключительно в целях обучения или научного исследования;
- для цитирования в форме небольших отрывков из постановки при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях;
- для целей судебного производства;
- в иных подобных случаях, которые установлены положениями раздела ЗоАП в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки, искусства.
Все эти ограничения применяются без ущерба нормальному использованию постановки и ее записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства, и без ущемления законных интересов режиссера и авторов исполняемых или использованных произведений.

НАЗАД

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz