____________________________________________________________

 

 

НАЗАД

Газета АЗАМАТ TIMES №20 (17 МАЯ 2001 г.) РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН.

РЕЖИССЕР АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ: "ТЕАТРАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА - ЭТО ФАНТАСТИКА!"
С 21 апреля по 29 июня в Москве проходит 3-я Всемирная театральная Олимпиада, собравшая в столице России 150 коллективов из почти 50 стран мира. Гостем этого самого крупного театрального праздника, когда-либо проводившегося в мире, стал главный режиссер Северо-Казахстанского областного русского театра драмы имени Погодина Алексей Орлов.

По возвращении в Петропавловск он поделился своими впечатлениями об увиденном на Олимпиаде с корреспондентом "АТ".
- Алексей, ну и что же это такое - театральная Олимпиада?

- Это такой грандиозный театральный форум, на котором представлены лучшие спектакли лучших театров мира. До Москвы театральная Олимпиада проходила в Греции в 1995 году, потом в Японии в 1999-м, но нынешняя превзошла две первые по размаху и числу участников. Кстати, проведение Олимпиады в Москве совпало с проведением 4-го Международного фестиваля имени А.П.Чехова - тоже очень значительного события в театральной жизни. очетные гости театральной олимпиады у Ленкома.

А до этого мне довелось побывать на фестивале русских театров, проходившем в Санкт-Петербурге 13-20 апреля. Так что можно сказать, что я побывал сразу на трех театральных праздниках.
-Тогда давай по порядку: сначала про Питер, потом про Москву. Я имею в виду театральные события. Что интересного привезли в Петербург твои коллеги?
-Я бы сказал - ничего выдающегося. Правда, я видел не все спектакли фестиваля, но то, что удалось посмотреть, ничуть не выше по уровню того, что ставим мы у себя в театре. Это были спектакли театров из Ташкента, Баку, Алматы, в лучшую сторону отличалась от них постановка Минского театра. Жаль, что не увидел спектакли прибалтов, очень бы хотелось. Думаю, что и наш театр смог бы стать вполне достойным участником такого фестиваля. Очень понравилась мне культурная программа фестиваля в Петербурге, нас возили по разным историческим местам. Особенно запомнилась усадьба Набокова, там воссоздана такая особенная атмосфера, как будто погружаешься в ту эпоху.
-И как тебе после такого "погружения" в исконно русское - всемирная театральная тусовка в Москве?
-Потрясающе! Во-первых, грандиозная церемония открытия, в которой участвовали самые интересные уличные театры мира. Летающие барабанщики из Франции, клоуны Славы Полунина, ансамбль Марка Пекарского, бельгийский дуэт "The D'Jambe boys", совершенно фантастическая группа "Dadadang" из Италии. Фейерверки, салюты - в общем, незабываемое шоу.
-А спектакли?
-За десять дней мне удалось посмотреть одиннадцать спектаклей. Это "Отелло" Эймунтаса Някрошюса (Литва), "Гамлет" Петера Штайна (Германия), "Мистификация" Марка Захарова, "Борис Годунов" Деклана Доннеллана (Великобритания), "Арлекин, слуга двух господ" Джорджо Стрелера (Италия), "Театральный роман" Юрия Любимова, другие. Я бы сказал, что не все они мне понравились, несмотря на имена великих режиссеров и актеров, занятых в этих спектаклях. Самые сильные впечатления - от "Отелло" Някрошюса, который стремится показать внутреннее состояние героя через действие. Откровенно не понравился спектакль "Старосветская любовь" в постановке одного из самых "модных" в Москве режиссеров Валерия Фокина. Его не спасла даже великолепная игра Лии Ахеджаковой. Не в восторге от "Гамлета" Штайна и "Театрального романа" - Любимов, на мой взгляд, так и остался в 80-х. Абсолютно не понравился спектакль "Фауст" еще одного весьма "модного" российского режиссера Бориса Юхананова, полная эклектика и мешанина. Но это, конечно, мое личное мнение.
Потрясающий спектакль - "Арлекин, слуга двух господ". Его уже 40 лет ставят в театре "Пикколо". Он поставлен в одном из самых древних жанров - дель-арто, где сочетаются гротеск, клоунада, буффонада, актерская импровизация. Спектакль ставился специально на одного актера, и вот теперь, когда он уходит на пенсию (ему 72 года, но он просто виртуоз), спектакль снимают из репертуара. Так что в Москве он шел в последний раз.

-Алексей, ты имел возможность сравнить зарубежную и, скажем так, российскую режиссуру. Чем они принципиально отличаются?
-Западное искусство - менее эмоциональное, оно рассчитано больше на разум, логику, размышления зрителя, чем на его чувства. Мне понравились некоторые интересные режиссерские ходы, позволяющие "осовременить", если можно так выразиться, действие спектаклей, события которых происходят в прошлом веке или, скажем, в античные времена. Нет этого "погружения в эпоху", к которому стремятся режиссеры русской театральной школы, и это нисколько не умаляет достоинств постановок. Задача, которую ставит перед собой западный режиссер - заставить актера раскрыться, проявить себя, а не показывать самому, что ему надо делать, не "зажимать" его своими режиссерскими придумками.
Кстати сказать, английский режиссер Доннеллан, проводивший свой мастер-класс, признался, что очень любит работать с российскими актерами: они более эмоциональны, податливы и в то же время больше привносят своего в создание образа.

-А что касается материальных, технических возможностей, всяких там эффектов?
-В спектакле Някрошюса, например, вообще минимум всего - декораций, костюмов, эффектов, но, тем не менее, его очень высоко оценили и в России, и в Западной Европе. Это, действительно, театр, причем в самом чистом его виде. Но в то же время мне довелось увидеть и самый дорогой спектакль Олимпиады, бюджет которого составляет 1 миллион долларов, это "Игра снов" режиссера из Стокгольма Роберта Уилсона. Там все построено на компьютерных картинках, смотрится довольно необычно, но это уже, на мой взгляд, не совсем театр.
Хотя, надо сказать, Олимпиада собрала в Москве много таких коллективов, которые давно вышли из рамок традиционного театрального искусства, а, может, никогда в них и не были. Спектакли уличных театров, парад карнавалов, программа "Лучшие клоуны 20-го века", экспериментальная программа, полунинский "Корабль дураков", выступление конного театра - все это, конечно, было бы безумно интересно увидеть, но, к сожалению, такой возможности у меня не было, поскольку Олимпиада идет больше двух месяцев.

-Что лично тебе, как режиссеру, дала возможность побывать на Олимпиаде?
-Главное, конечно, - мощный импульс для дальнейшей работы. Безусловно, возможность сравнивать, сопоставлять, учиться у ведущих режиссеров мира. Теперь я вижу, как можно двигаться туда, куда я хотел, но не знал как. Много дало общение с коллегами, личные контакты. Привез несколько новых пьес.
-А как тебе Москва и Питер?
-Впечатления - самые ужасные. Как будто Москву обернули в блестящую конфетную обертку, за которой не стало видно ее исторической сути, ее истинной красоты. То же самое - в Петербурге.
-И что, вот на этой пессимистической ноте мы закончим интервью? Ну уж нет, скажи что-нибудь хорошее.
-Скажу, что в сентябре в Петропавловске будет республиканский театральный фестиваль!
-Просто замечательно!
Альфия МУФТЕЕВА

НАЗАД

 

 

Hosted by uCoz