НАЗАД
|
|
РЕЖИССЕР
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.
ПРАВА РЕЖИССЕРА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.
В
соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "Об авторском праве
и смежных правах" (далее - ЗоАП) режиссером-постановщиком спектакля
является лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного,
эстрадного или иного спектакля (представления). Результат творческой деятельности
режиссера-постановщика охраняется нормами ЗоАП, однако правовой режим
этого объекта весьма не прост.
В соответствии с той же ст. 4 ЗоАП режиссер-постановщик приравнен по своему
правовому статусу к артистам-исполнителям, то есть является субъектом
смежных, а не авторских прав. При этом в своей работе он использует результаты
творческой деятельности иных лиц, которые в соответствии с ЗоАП являются
объектами авторского права. Так, в п. 2 ст. 36 ЗоАП сказано, что разрешение
на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля,
не отменяет необходимости получения разрешения у автора исполняемого произведения.
Помимо этого очевидного требования в той же статье (п. 3) содержится норма,
устанавливающая "зависимое" положение режиссера от правильного
оформления отношений с авторами используемых объектов авторского права,
а именно: "Исполнитель (и приравненный к нему режиссер-постановщик
- курсив наш) осуществляет <…> права при условии соблюдения прав
автора исполняемого произведения".
Авторами произведений, используемых режиссером-постановщиком в своей творческой
деятельности, являются драматург (если пьеса создана иностранным автором,
то и переводчик; если пьеса создана на основе иного произведения, то автор
этого литературного произведения и переработчик - инсценировщик), композитор
(а в некоторых случаях и аранжировщик), автор текста музыкального произведения,
художник-сценограф, художник по костюмам, хореограф и иные лица, чьи результаты
творческого труда указаны в перечне объектов авторского права, зафиксированном
в п. 1 ст. 7 ЗоАП. Все эти авторы имеют права на свои произведения, причем
помимо прав на использование, о приобретении которых должен побеспокоиться
театр или продюсерская компания, обладают комплексом неимущественных прав,
риск нарушения которых режиссером-постановщиком достаточно велик. Так,
в соответствии со ст. 15 автор имеет право на защиту произведения, включая
его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного
нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Это означает, что без согласия автора режиссер-постановщик не вправе что-либо
изменять в пьесе, руководствуясь своим творческим замыслом, причем такое
разрешение нельзя получить "авансом", согласование требуется
в каждом конкретном случае. Режиссер-постановщик не вступает в правовые
отношения с этими авторами, но соблюдать их права при использовании результатов
их творческой деятельности обязан.
Для реализации творческих замыслов режиссер-постановщик использует труд
артистов-исполнителей. Они в своих правах уравнены с режиссером-постановщиком,
и, хотя правовое положение режиссера-постановщика в практическом смысле
подобно статусу дирижера, то есть руководителя коллектива исполнителей,
в соответствии с п.2 ст.36 ЗоАП артисты-исполнители вполне самостоятельны
в реализации своих интересов: "Разрешение на использование постановки,
полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости
получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке".
Еще одной проблемой определения правового режима деятельности режиссера-постановщика
является тот факт, что его творческая деятельность (в отличие от процесса
создания произведений драматургом, автором музыки для спектакля или художником)
должна вписываться в определенные временные рамки и быть подчинена расписанию.
Режиссер-постановщик
помимо реализации творческих замыслов вынужден брать на себя организационные
и даже административные функции.
Особенностью творческой деятельности режиссера является отсутствие материального
носителя, в котором выражен ее результат. Само по себе отсутствие фиксации
в соответствии с ч.3 ст.6 ЗоАП не является препятствием для правовой охраны,
поскольку допускается существование результата творческой деятельности
в устной форме - публичного произнесения или публичного исполнения. Однако
практическое применение норм права при такой объективной форме существования
произведения весьма затруднено. Зарубежный опыт и международные рекомендации
также отдают преимущества зафиксированным на материальном носителе произведениям.
На сегодняшний день результат творческой деятельности режиссера-постановщика
охраняется нормами смежных прав. Для возникновения и осуществления смежных
прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей, то есть права у
режиссера-постановщика возникают только в связи с созданием постановки,
не зависимо от назначения и достоинства постановки, а также способа ее
выражения, не зависимо от содержания, жанра, не зависимо от того, считает
ли сам режиссер, критика и публика эту постановку удачей или провалом.
В связи с созданием постановки у режиссера-постановщика возникают следующие
права:
- право на имя (то есть право использовать или разрешать использовать
постановку под подлинным именем режиссера, псевдонимом либо без обозначения
имени, то есть анонимно);
- право на защиту постановки от всякого искажения или иного посягательства,
способного нанести ущерб чести и достоинству режиссера;
- право на использование постановки в любой форме, включая право на получение
вознаграждения за каждый вид использования постановки.
Последнее право является имущественным и включает в себя право осуществлять
или разрешать осуществлять следующие действия:
1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего
сведения по кабелю постановку, если используемая для такой передачи постановка
не была ранее передана в эфир или не осуществляется с использованием записи;
2) записывать ранее не записанную постановку;
3) воспроизводить запись постановки;
4) передавать в эфир или по кабелю запись постановки, если первоначально
эта запись была произведена не для коммерческих целей;
5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на
которой записана постановка.
Однако некоторые имущественные правомочия не действуют в случаях, когда
первоначальная запись постановки была произведена с согласия режиссера
или воспроизведение постановки осуществляется в тех же целях, для которых
было получено согласие режиссера при записи постановки. Кроме того, режиссер
не вправе препятствовать использованию постановки в следующих ситуациях:
- для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из записи
постановки;
- исключительно в целях обучения или научного исследования;
- для цитирования в форме небольших отрывков из постановки при условии,
что такое цитирование осуществляется в информационных целях;
- для целей судебного производства;
- в иных подобных случаях, которые установлены положениями раздела ЗоАП
в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы,
науки, искусства.
Все эти ограничения применяются без ущерба нормальному использованию постановки
и ее записей, а также включенных в них произведений литературы, науки
и искусства, и без ущемления законных интересов режиссера и авторов исполняемых
или использованных произведений.
НАЗАД
|
|
|